yilmazsoy (yilmazsoy) wrote,
yilmazsoy
yilmazsoy

Categories:

Турецкая керамика. Символика цвета. Часть 2.


В  продолжении предыдущей темы хочу рассказать о символике цвета и немного пояснить на наглядных примерах как выглядят основные мотивы росписи турецкой керамики.
Как и много тысяч лет назад в Анатолии используют растительные краски. Секреты смешивания красок у каждой семьи свои и передаются из поколения в поколение.

Наиболее употребимые цвета росписи это синий, красный, черный, тюркис, зеленый и лиловый. Ранее использовались только белый и синий цвета, как в китайской керамике. Позже, в «тюльпанный период» в 1703—1733 гг. появились яркие мотивы с красными тюльпанами.

Как и орнаменты, цвета традиционных турецких мотивов имеют свое значение. Так черный цвет олицетворяет разрешение проблем, красный — богатство, зеленый – священный цвет ислама, цвет пророка, синий – цвет благородства и великодушия, желтый защищает от неудачи.

В Анатолии цвета, используемые для росписи, отражают флору и фауну местности, что придает им свою символику. Так коричневый цвет олицетворяет землю, желтый – яркое солнце, зеленый – листья и стебли цветов, синий – воду горных озер и рек.
Теперь небольшой визуальный экскурс,который поможет лучше ориентироваться в товарах керамических лавок Турции.
1) СЕЛЬДЖУКСКИЙ МОТИВ РОСПИСИ
Очень легко отличить по сине-белой цветовой гамме


 
2) ИЗНИКСКИЙ МОТИВ РОСПИСИ
Яркий растительный мотив с обилием цветов, листьев и арабесок называется изникским по названию города Изник, издавна славившегося своими керамическими изделиями



3) ХАЛИЧ (СТАМБУЛЬСКИЙ МОТИВ РОСПИСИ)
Мотив Халич или стамбульский. На изделиях изображения 7 кругов, символизирующих холмы Стамбула. Добавление синего цвета символизирует воду. Изображение тюльпанов и гвоздик тоже символично. Так тюльпан считался священным цветком в османской империи, гвоздика же обозначала бесконечную любовь.

Изображение печати султана Фатиха Завоевателя, покорившего Константинополь и сделавшего его столицей османской империи символично и относится к излюбленным мотивам росписи Турции.

И конечно же дервиши в вечном танце.



4) ХЕТТСКИЙ МОТИВ РОСПИСИ
История керамики с хеттским мотивом росписи насчитывает тысячелетия и отражает быт и военные походы хеттов-древнего народа воителя. 
Ранний период хеттского царства (или период древних ассирийских торговых колоний) и последующий период Древнего Царства считаются кульминацией расцвета производства анатолийской керамики. Этот период характеризуется разнообразием форм, высочайшим качеством и эстетикой изделий.
За исключением больших кухонных горшков, амфор и различных религиозных сосудов, хеттская керамика изготовлялась практически исключительно на гончарном круге. Сосуды обжигались в печах  с отдельными камерами для обжига и подогрева, что упрощало регулировку температуры и условий обжига.
После обжига изделия приобретали бежевый, коричневый и красный оттенки. Такие изделия характеризовались блестящей, похожей на металлическую поверхностью, напоминающей зачастую полированную медь. Возможно гончары намеревались создать впечатление, что сосуды сделаны из настоящего металла.
Такая изысканная красная керамика, традиционная в начале, впоследствии практически исчезла из производства. Так постепенно стал преобладать желтый цвет с черным рисунком. В настоящее время для росписи используется также синий, коричневый, черный и зеленый цвета.
Одна из самых известных форм хеттской керамики – кувшин с клювообразным  горлышком – наибольшее значение имела в период Среднего и Древнего Царства. В описаниях хеттских религиозных праздников упоминаются кувшины “Išpantuzzi”. Хотя форма сосудов в этих текстах не упоминается, все говорит в пользу того факта, что речь в них шла о клювообразных кувшинах.

 

    

5) ОСМАНСКАЯ МИНИАТЮРА 
Отражает одно из направлений искусства многонациональной Османской империи и выполнена с применением особой точечной техники росписи.



6) КАППАДОКИЙСКИЙ МОТИВ РОСПИСИ
Керамика Каппадокии очень яркая и красочная, с обилием растительных мотивов. Наряду с любимыми в Турции тюльпанами и гвоздиками на изделиях можно видеть разнообразные полевые цветочки, ирисы, произрастающие в регионе.


      


Tags: керамика, посуда, традиции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments